Проверка дизельного двигателя в авто с пробегом

Покупая подержанный автомобиль, оснащенный дизельным двигателем, важно знать, на что обращать особое внимание при его проверке, чтобы приобретенный автомобиль не разочаровал вас впоследствии, а также, чтобы не потребовалось непредвиденных дополнительных расходов на ремонт мотора. Действительно, ведь покупая машину с дизелем, будущий её владелец, безусловно, ожидает получить все известные преимущества дизельного двигателя, а вовсе не набор присущих тому же дизелю «минусов», таких как плохой запуск на морозе, большая дымность, повышенный расход топлива и т.д.

Советуем еще до посещения авторынка четко обозначить для себя основные, самые важные для вас характеристики двигателя. Без компромиссов в этом вопросе не обойтись. К сожалению, универсальных двигателей не бывает, и даже дизель не может быть одновременно мощным, экономичным, надежным и дешевым. Чем — то из этого списка придется пожертвовать.

Например, маломощные, небольшие дизельные двигатели, хотя и отличаются высокой экономичностью, но считаются менее надежными, чем большие и мощные моторы, кроме того, у таких двигателей меньший ресурс. В большинстве случаев, чем больше объем дизельного двигателя, тем он оказывается более надежным, но, не ожидайте от него такой же экономичности, как от маленького мотора. Также, дизели без турбонадува, являются более надежными, и более экономичными, чем дизели с турбинами, хотя, с другой стороны дизели с турбиной имеют относительно большую мощность.

В общем, приняв во внимание все подобные факторы, заблаговременно определитесь с тем, какой именно дизельный мотор должен быть у вашего автомобиля, а найдя подходящий вариант, оцените его состояние.

Осмотрите подкапотное пространство и сам силовой агрегат — нет ли потеков масла или других технических жидкостей. Следует сказать, что особенно нежелательны следы потеков масла на сальниках.

Отсоедините патрубок, которым соединяется воздушный фильтр и впускной коллектор, а если это дизель с турбиной, то воздушный фильтр с самой турбиной. Если на внутренней поверхности патрубка заметны следы моторного масла, то это может свидетельствовать о загрязнении воздушного фильтра или о большом износе самого мотора, в первую очередь его цилиндропоршневой группы.

Запустите двигатель. Если мотор горячий, он должен запуститься сразу, как говорят водители «с пол-оборота», если это не так, то можно подозревать какой-либо скрытый дефект у дизеля. Не ограничивайтесь однократным запуском мотора, проделайте это несколько раз, с разными промежутками времени между пусками. Во время запуска не нажимайте педаль газа и не включайте свечи накала. Если запуск дизеля проходит нормально, то обратите внимание на цвет выхлопных газов в момент запуска. Если двигатель прогрет, то при его работе на холостых оборотах дыма практически не должно быть, вернее, возможен лишь небольшой его выброс в момент пуска.

Прислушайтесь к работе мотора. Если слышно негромкое постукивание, похожее на звук перекатывающихся камешков, то для дизеля это нормально. О неисправностях могут говорить звуки, которые как – бы выпадают из общего ритма, особенно нежелательно, если эти звуки не исчезают даже после увеличения оборотов двигателя.

На прогретом до рабочей температуры двигателе плавно повысьте обороты коленвала до 3000 — 4000, при этом двигатель не должен «дергаться» и вибрировать. Если при увеличении оборотов из выхлопной трубы выходит сизый дым, то можно подозревать неполадки в двигателе, или неправильную его настройку.

После этого добавьте оборотов двигателю не плавно, а резко, при этом наблюдайте за двигателем и его выхлопом. Если при достижении высоких оборотов наблюдается вибрация, а выхлопные газы имеют сизый цвет, то можно подозревать, что на таких режимах работы двигатель будет терять мощность.

Если же выхлопные газы имеют черный цвет, а в двигателе слышны подозрительные стуки, то покупать такой автомобиль вообще не стоит.

Проведите замер компрессии в цилиндрах двигателя. Такой замер проводится специальным компрессометром для дизельных двигателей. Проводите замер в точном соответствии с инструкцией к этому прибору. Обычно для дизельного двигателя нормальной величиной считается компрессия в 36 атмосфер, в крайнем случае, не менее 31. Важно также, чтобы разброс величины компрессии в разных цилиндрах не превышал двух атмосфер. Менее точно можно оценить компрессию и состояние цилиндропоршневой группы на «глаз». Запустите двигатель, осторожно снимите крышку, закрывающую маслоналивную горловину, и положите на горловину лист обычной бумаги. Если при этом листок очень сильно отбрасывает в сторону потоком выходящих из горловины газов, то с компрессией в моторе есть проблемы.

Дайте двигателю немного остыть, запустите его, откройте крышку радиатора, и посмотрите, нет ли выхода из радиатора пузырьков воздуха. Как правило, такие пузырьки свидетельствуют о повреждении блока цилиндров, или о негерметичности прокладки.
Очень хорошо, если проверка дизеля происходит зимой, при достаточно низкой температуре. Если в таких условиях холодный дизель заводится без проблем, то можно говорить, что состояние двигателя нормальное, а система холодного запуска работает хорошо.

Испытайте мотор в поездке, дав ему поработать короткое время на предельных режимах — этого хватит, чтобы проявились возможные неполадки.

Конечно, это нельзя назвать самым надежным способом диагностики — качественную проверку мотора можно произвести на СТО, где есть соответствующее оборудование. С другой стороны, такая проверка даст возможность решить, стоит ли
тратиться на более основательную диагностику на СТО, или лучше поискать другой автомобиль.